kassandra_1984 (kassandra_1984) wrote,
kassandra_1984
kassandra_1984

Продолжение 2

 

Нации, как и женщине, не прощается минута
оплошности, когда первый встречный авантюрист
может совершить над ней насилие.
                  К. Маркс

Определение Википедии (позаимствованное, скорее всего, у Муссолини): Тоталитаризм – форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Но "взять под контроль" можно только то, что дают. Достаточно вспомнить, например, Польшу, Балтию или Среднюю Азию, которые хоть внешне и покорились советскому насилию, но отстояли от него очень многие аспекты общественной и личной жизни, в отличие от русских или тех же евреев, что были  полностью вовлечены в процесс. А почему?

А потому что в те времена санкюлоты были среди них куда более многочисленны и влиятельны, чем среди таджиков или латышей. Эта публика как раз искала новые формы организации всех аспектов жизни, поскольку прежние связаны были с обреченным старым миром, так что вмешательство государства воспринималось не как контроль, а как творческое созидание, в котором она участвовала с энтузиазмом.

Не случайно одной из главных предпосылок возникновения тоталитаризма Ханна Арендт считает превращение общества из системы местных общин, профессиональных сообществ, классов, сословий, и т.п. в нерасчлененную, неструктурированную массу санкюлотов, не создающих между собой прочных связей или отношений, а стало быть, и общих интересов. Не смогло бы никогда государство на тотальное господство претендовать, если бы не принимала эта растущая группа населения каждый его чих как Тору с Синая, ожидая скорейшего удовлетворения всех своих мат- и духпотребностей. Материальное положение их, кстати, было в те времена не в пример  лучше, чем в Париже 18-го века, так что предположение Ханы Арендт, будто  свободу сгубила нищета, является, скорее всего, ошибочным. Зато совершенно верным является данное ею описание основных характеристик "массы":

Главная черта человека массы – не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений (стр. 422).<…> Массы соединяет отнюдь не сознание общих интересов, и у них нет той отчетливой классовой структурированности, которая выражается в определенных, ограниченных и достижимых целях. Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых по причине либо их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе (стр. 414). <…>Тоталитарные движения нацелены на массы и преуспели в организации масс, а не классов, как старые партии, созданные по групповым интересам в континентальных национальных государствах; и не граждан, имеющих собственные мнения об управлении общественными делами и интересы в них, как партии в англо-саксонских странах (стр. 411.) <…>Восстание масс против «реализма», здравого смысла и всех «вероятностей мира» (Бёрк) было результатом их атомизации, потери ими социального статуса и всего арсенала коммуникативных связей, в структуре которых только и возможен здравый смысл. В их ситуации духовной и социальной неприкаянности здравое размышление над тем, что произвольно, а что планируемо, что случайно, а что необходимо, стало больше невозможно. Тоталитарная пропаганда может жестоко надругаться над здравым смыслом только там, где он потерял свою значимость (стр. 465).

Иными словами, в начале 20-го века тип санкюлота (менее голодного, но не менее  дикого, чем в пылающем Париже) становится в Европе преобладающим. Соответственно, и идеи, сгенерированные "аристократами  духа", сдвигаются все ближе к представлениям Робеспьера: устремленность в светлое будущее, а в настоящем навязчивое конструирование "образа врага".  Как вам, к примеру, такой вот стишок Багрицкого:

О Пушкине

...И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает - здесь конец...
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе... Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад...
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюблённому забыть нельзя, -
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край...
...Наёмника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!
Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса
Следит - упорно, взведены ль курки,
Глядят на узкий пистолет Дантеса
Его тупые, скользкие зрачки.
И мне ли, выученному, как надо
Писать стихи и из винтовки бить,
Певца убийцам не найти награду,
За кровь пролитую не отомстить?
Я мстил за Пушкина под Перекопом,
Я Пушкина через Урал пронёс,
Я с Пушкиным шатался по окопам,
Покрытый вшами, голоден и бос.
И сердце колотилось безотчётно,
И вольный пламень в сердце закипал,
И в свисте пуль за песней пулемётной
Я вдохновенно Пушкина читал!
Идут года дорогой неуклонной,
Клокочет в сердце песенный порыв...
...Цветёт весна - и Пушкин отомщённый
Всё так же сладостно-вольнолюбив.

1924

Пушкинская поэзия – и та уже повод для мести!

Кто не велся на месть – мухой бился в паутине бессмысленности, бесцельности и выхода не находил. Кто до сих пор не понял, отчего не за страх, а за совесть Сталину служил Эренбург – почитайте "Хулио Хуренито": Я называю  Хулио Хуренито просто, почти фамильярно "Учителем",  хотя он никогда никого ничему не учил; у него не  было  ни  религиозных канонов,  ни этических заповедей, у  него не было даже простенькой, захудалой философской системы.  Скажу больше:  нищий  и  великий,  он  не  обладал  жалкой  рентой обыкновенного обывателя – он  был человеком без убеждений. <…> Хулио Хуренито учил ненавидеть настоящее, и, чтобы эта  ненависть  была крепка и горяча, он приоткрыл пред нами, трижды изумленными, дверь,  ведущую в великое и неминуемое завтра.

Такая ситуация – необходимая предпосылка возникновения тоталитаризма. Нарушение стабильности всегда чревато диктатурой, ибо велик соблазн затеять передел пирога, но только в обществе санкюлотов эта диктатура может оказаться  тоталитарной.

 

Subscribe

  • Государство – это…

    Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что…

  • Про Сола Алинского и не только

    Ненавистники знати, вы хотели того ли? Не сумели понять вы Народа и Воли. Он в подобной заботе нуждался едва ли, - Вас и на эшафоте мужики…

  • (no subject)

    Только что обнаружила: немцы про "корону" замечательный неологизм придумали: ПЛАНДЕМИЯ.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments