kassandra_1984 (kassandra_1984) wrote,
kassandra_1984
kassandra_1984

Теория и практика II

"Знают все, - ответил ребе, - что внутри тепло, а значит
обнесем пустырь забором – и окажемся внутри!
Будет холодно снаружи – ветер воет, буря плачет,
А у нас – теплей, чем в бане, раза в два и даже в три!"

                     Д. Клугер

А теперь давайте проведем маленький мысленный эксперимент: сравним то, что Альберт Швейцер проповедовал, с тем, как поступал он на самом деле.

Проповедует благоговение перед любой жизнью, а сам изводит вирусы и корчует джунгли.

Проповедует преимущество индивида перед коллективом, а сам в Ламбарене командует и возражений не терпит.

Проповедует недопустимость национализма, а сам с туземцами обращается совершенно иначе, чем с европейцами.

Но самое удивительное – никто на него не в обиде, наоборот, все довольны, все благодарны ему: и защитники природы, и идеалисты его бригады, и даже туземцы, что приходят к нему лечиться. Короче говоря, если Швейцер в самом деле творил добро, то не благодаря, а вопреки своей идеологии. Но с другой-то стороны-то эта идеология была совершенно необходимой, ибо без нее не видать бы ему как своих ушей ни всемирной славы, ни ею обусловленной материальной поддержки.

Немного утрируя, можно сказать, что деньги, пожертвованные ему на ложные, иллюзорные цели, обращал Альберт Швейцер на цели благие и истинные, и правильно делал, ибо на благие гроша бы ему не дали. Не думаю, чтобы он лицемерил, скорее и сам разделял иллюзии жертвователей.

Теории Альберта Швейцера построены на философии, которую он учил в университете, а практика – по образу и подобию родной эльзасской деревни. Философы, начиная даже не с Канта, а от самого Платона, твердили ему, что при наличии правильной идеологии с любым двуногим из другого полушария ничего не стоит наладить такие же отношения, как с соседом на деревенской улице (не удивительно, что сам он, в конце концов, поддался искушению приписать сюда же и гиппопотама из африканской лужи), в точности как тот наивный ребе из старого анекдота верил, что домашний микроклимат легко создать, обнеся забором пустырь.

Современный мир стал теснее: экономические связи, финансовая глобализация, транспорт и СМИ, и, конечно же, интернет создают иллюзию сближения людей. Но деловые связи между различными культурами (и даже охватывающие несколько различных культур) существовали от века – вспомнить хоть тот же «великий шелковый путь», один и тот же финансовый кризис в разных экономиках отзывается очень по-разному, недельная поездка во Флоренцию или Венецию не очень-то раскрывает туристу жизнь реального итальянца, репортажи СМИ соотносятся скорее с идеологией, чем с отображаемой реальностью, ну а интернет… С единомышленниками, конечно, сплачивает теснее, с противниками – острее сталкивает, а просто «не свои» – так чужими и остаются.

Очень многие гуманистические проекты работали прекрасно, пока были делом группы дружных энтузиастов, ориентировавшихся не по идеологии, а по ситуации, но, став обширными и представительными, скурвились мгновенно. Как бесчисленные благотворительные фонды, тратящие собранные пожертвования главным образом на зарплату самим себе, как гринпис, что давно уже не за чистый воздух и воду борется, а против технического прогресса, как "врачи без границ", впавшие в полнейший антисемитизм… этот список можно продолжать бесконечно.

При переходе от сплоченной группы единомышленников к бюрократической структуре смысл утрачивается автоматически, потому что законы есть не только у физики, у социологии они тоже есть, и никакая этика не способна сделать общину безразмерной. Никакой идеологический забор вокруг пустыря тепла не удержит, требуются стены и потолок, т.е. в нашем случае – неформальные межличностные отношения с выраженной иерархической структурой, тогда и только тогда возможно сотрудничество в достижении разумной и доброй цели.

Носителями таких отношений являются те, кто вырос в общине, и Альберт Швейцер – один из них. Они оказываются, на круг, более способными "взглянуть в глаза ДРУГОМУ". Поскольку привыкли глядеть друг другу в глаза в процессе взаимодействия, а не в телевизор в поисках очередной самой правильной единоспасающей идеи. Их не в пример труднее увлечь перспективой создания земного рая путем устранения "лишних деталей", будь то евреи, буржуи или "враги народа", не от избытка гуманизма, а просто по недостатку времени, ибо заняты они обустройством жизни в масштабах менее великих, зато более осуществимых. И «благоговением перед жизнью» их тоже не соблазнить – без всяких угрызений совести сознаются, что брат им дороже соседа, сосед дороже иногороднего, иногородний дороже иностранца, а любой человек дороже, чем все орлы на свете.

Именно такая структура и есть искомое решение пресловутой проблемы личности. Не спасут ее ни дополнительные права, вплоть до полной безнаказанности, ни любовь к ближнему и дальнему, независимо от расы, национальности и вероисповедания, ни благоговение перед вирусами, ни арийское наследие, ни классовая борьба, а спасет только и исключительно община, где все знают всех, где каждому есть место, потому что есть иерархия со своими правами и обязанностями. Какой именно будет эта иерархия, обязанности и права – демократическими, авторитарными или писаным законом – определяется конкретными обстоятельствами, важно лишь, чтобы уклад представлялся естественным всем членами группы.

Нет, конечно, они отнюдь не ангелы, случаются среди них и воры, и даже убийцы, но как-то не принято у них гордиться такой профессией и похваляться войной против безоружных. И на погром вполне могут размахнуться при случае, но вот на «окончательное решение» уже слабо. И против властей иной раз бунтуют, но на «большой террор» вы их не подвигнете.

И потому сам Альберт Швейцер, действуя не по теориям, а по умолчанию – как с детства привык, сумел спасти осиротевшего птенчика, дать смысл жизни одним и оказать реальную помощь другим людям. А те, кто его теории на глобальный уровень вывести норовит, только палки в колеса прогрессу могут вставлять, да поголовье орлов увеличивать ценой распространения малярии. И это еще цветочки.

Краткое описание вырисовывающихся на горизонте ягодок нашла я недавно в любимом немецком блоге Die Achse des Guten: http://www.achgut.com/dadgdx/index.php/dadgd/article/die_ursachen_und_folgen_des_oekofaschismus Ну просто не могла не перевести:

Эран Ярдени

Причины и следствия Экофашизма

Считать экофашистов просто «блаженненькими» – значит игнорировать неопровержимые факты: ни одна идеология со времен «холодной войны» не пользовалась такой всеобъемлющей поддержкой как экологизм. Пришло время убедиться в своей ошибке каждому, кто утверждал, что постмодерн не способен на создание «великих идеологий», кто готов был в конце 20 века похоронить идеологию как познавательный, политический и моральный фактор. Мировоззрение «блаженненьких», как я уже указывал ранее: (http://www.achgut.com/dadgdx/index.php/dadgd/article/gutmenschen_und_andere_monster/) есть, напротив, всего лишь острое нравственное расстройство: псевдоморальная риторика в качестве стены, отгораживающей от реальной жизни, а не идеология, поскольку политических амбиций не имеет.

Нынешние разновидности экологизма представляют собой не что иное как сублимированные и осовремененные версии давно известного антидемократического образа мыслей, только вместо поклонения фюреру – безусловное подчинение человека природе. И то, и другое – варианты «образа отца» как источника защиты, безопасности и морального авторитета. Невозможно проглядеть сходство между отношением ребенка к отцу и экофашиста к природе – смесь почитания и страха.

Дабы не прогневить того, кто внушает страх, следует покорствовать и исполнять все его желания – так именно и ведут себя с отцом и/или природой. Можно сказать, что экофашизм есть процесс превращения природы в наивысшую моральную инстанцию, разновидность «Сверх-Я».

Из высокодуховной теории следует соответствующая практика. Непрестанным потреблением экологически чистых продуктов стремится экофашист превратить свое тело в естественную и неотъемлемую часть природы – метафизического целого, подобно тому как антидемократы прежних времен стремились ощутить себя частью «нации» или «народного единства».

Фашистский образ мыслей, сублимированный в массовом движении в защиту природы, уже в ближайшие годы проявит свойственный ему антисемитизм, сиречь антисионизм. Конкретный пример перспективного направления антисемитской агитации – нынешние заявления Эмнести Интернейшенал, что Израиль у палестинцев всю воду отобрал. Аналогичной метаморфозы следует ожидать и от широкой дискуссии на тему израильского атома. В экофашистском мире обладание атомным оружием из политической угрозы превратится в метафизическое преступление против всевластия божественной природы. Использование атомной энергии станет Вавилонской башней экофашизма.

Успех этой идеологии объясняется в первую очередь вакуумом, возникшим после развала Советского Союза. Прежде экологическая идеология прозябала на задворках общества, но крах на Востоке вызвал скуку на Западе, она и открыла экофашизму путь к политической легитимности.     

Subscribe

  • Государство – это…

    Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что…

  • Про Сола Алинского и не только

    Ненавистники знати, вы хотели того ли? Не сумели понять вы Народа и Воли. Он в подобной заботе нуждался едва ли, - Вас и на эшафоте мужики…

  • (no subject)

    Только что обнаружила: немцы про "корону" замечательный неологизм придумали: ПЛАНДЕМИЯ.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments