kassandra_1984 (kassandra_1984) wrote,
kassandra_1984
kassandra_1984

Нутром чую!



Он говорил, что всегда поступает в
согласии со своими «чувствами» — чувствами,
которые не коренились в знании, поскольку
он считал, что чувства превыше знаний, и всецело
полагался на собственные «благие намерения»
и силу оружия.
                       Айн Рэнд

Нынче в Израиле и вокруг в большую моду вошли доказательства нашего права на эту землю – от ТАНАХа до "Декларации Бальфура", с множеством ссылок и документов. Любой, кто хочет, может убедиться… Да полно, много ли найдется желающих? Даже у нас, в Израиле, слышны голоса, что коль скоро, возможно, не исключается, что еврейское государство тут появилось не в двенадцатом, а всего лишь в восьмом веке до нашей эры, значит надо признать преимущественные права арабов, появившихся, правда, чуть попозже (ну, всего-то на пятнадцать веков!) и своего государства в наших краях не организовавших, явственно, за ненадобностью. Что уж говорить о сплоченных рядах «прогрессивной мировой общественности»… Тем более что даже самое неопровержимое доказательство нашей исторической связи с этой землей, увы, никоим образом не может пониматься как грамота на владение ею.

С каких пор немцы в Судетах жили, точно не знает, вероятно, никто, но подсчитано, что до сорок пятого было их там 80 – 90% населения, а вот русских в Кёнигсберге до того же сорок пятого как-то не замечали. Албанцев в Косово почти не было до второй половины 17 века. В момент присоединения Южного Тироля к Италии 86% местных жителей были немецкоязычными. Отметим еще, что русские с японцами третий век Курильские острова поделить не могут, хотя ни те, ни другие вообще не жили там никогда.

Столь же трогательно звучат рассуждения о «свободолюбивом палестинском народе», про который никто и слыхом не слыхал еще в прошлую пятницу. Всякий народ (как и всякий человек) когда-нибудь появился, до того его не было, в прошлую пятницу не остановилась история, не остановится она, скорее всего, и в будущий понедельник. Народы приходят и уходят, а человечество остается. Но что-то изо всей истории человечества не доводилось мне слышать, чтобы какому-нибудь народу по случаю возникновения тут же на блюдечке с голубой каемочкой независимое государство и поднесли.

Взять хоть тех же курдов, что известны не с прошлой пятницы – в Европе помнят, что с курдом Саладдином еще Ричард Львиное Сердце дружбу водил – а собственного государства как не было у них, так и нету. Тамилов вот тоже согласно Википедии, не много, не мало, 77 миллионов насчитано, а независимостью и не пахнет пока. За цыган или, там, айсоров я и вовсе молчу. Народ уж там палестинцы или не народ, никто кроме них самих судить не уполномочен, но само по себе это утверждение никого и ни к чему не обязывает.

Не стоит тратить усилия на торжествующее предъявление граду и миру каждого черепка, обнаруженного археологами на Храмовой горе, поскольку в ответ услышите, что… не только что артефакты, но даже и факты, как таковые, большого значения не имеют. Не в том вопрос, жили тут на самом деле евреи или не жили, а в том, что в «палестинский нарратив» столь неприличный факт не вписывается. В переводе на русский - арабы «нутром чуют», а нутро – оно старше мастью. Причем, не только арабское.

Обратите, например, внимание на главный аргумент в пользу легализации гомосексуальных браков: разве не испытывают гомосексуалисты при совокуплении те же чувства, что и гетеросексуальные особи? Значит, в сущности, и разницы нет, не важно, получаются ли в результате дети. Или на высоконаучные утверждения, что «исламофобия – антисемитизм нашего времени»: ведь малограмотный месье Мартен или герр Мюллер, не мудрствуя лукаво, и вправду испытывает к каким-нибудь арабам ровно те же чувства, какие прадед его к евреям испытывал… Не важно, что вызваны они в одном случае застарелыми предрассудками, в другом - реальной опасностью. Субъективное чувство важнее объективного факта. Помню первые опыты общения с европейцами, когда в ответ на попытки объяснить закономерности функционирования большевистского государства услышала предложение, рассказать лучше, какие оно причинило мне страдания...

В эту тенденцию идеально вписывается общепринятое в Европе восприятие Холокоста: эмоциональное потрясение на грани землетрясения, вопросы о причинах и следствиях рассматриваются как бестактность вплоть до святотатства, допускается лишь указание на душевную черствость палача, не сумевшего адекватно вчувствоваться в эмоции жертвы. Сострадание – панацея от всякого страдания, а значит – единственно верный путь решения всех проблем. В том числе, разумеется, и непростой проблемы отношений с нашими "двоюродными братьями".

Ознакомьтесь хотя бы с размышлениями известного людоведа и душелюба Ури Авнери:

Завершение столь продолжительного конфликта возможно только если каждая сторона полностью поймет комплекс политических и духовных воззрений другой стороны и будет готова говорить с ней на равных. Пренебрежительный, силовой, бесчувственный, невежественный подход к проблеме лишает нас всяких шансов на мирное разрешение конфликта. >...> задачей израильского “лагеря мира”, таким образом, является преодоление ограничений, накладываемых сионистско-израильским “генетическим кодом”, и налаживание сотрудничества с палестинским “лагерем мира” с целью достичь мира путем исторического компромисса, за которым последует примирение двух народов. Такую же задачу должны осуществлять палестинские миролюбивые силы.  Для достижения этой цели недостаточно сухих, дипломатичных формулировок возможного мирного договора. В “лагерь мира” должны прийти новые веяния, которые помогут проложить дорогу в душу другого народа, создадут уверенность в возможности достижения мира и захватят сердца представителей всех слоев израильского общества, находящегося сейчас во власти мифов и предрассудков. “Лагерь мира” должен обратиться к уму и сердцу всего израильского общества в целом. >...>"Новый лагерь мира” должен подтолкнуть общество к смелой ревизии нашего национального нарратива и освобождению от довлеющих над нами мифов. Он должен предпринять попытку объединить два нарратива в один общий, очищенный от исторической лжи и приемлемый для обоих народов. < ...>

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/book_web.pdf

И кто бы спорил: чтобы успешно воевать, следует понимать противника, логику и мотивы его действий. Авнери честно отмечает, что вот же и Жаботинский тоже понимал, но… понимал неправильно: умом постигал чужой нарратив, а душой в своем оставался. В точности как у Гейне, помните:

…А если даже ты и осел,
То осел от разума хитрый.
Ты глуби ослиной души не поймешь,
Ее мистической цитры!

По Авнери выходит – надо во вражеский нарратив с головой и ушами влезть, предполагая, что и они нам ответят тем же, но ни в коем случае не требовать этого, довольствуясь робкой надеждой на снисходительное понимание. Помнится, такая психологическая игра в одни ворота в большой моде была у сталинских следователей: Ну, вы же коммунист (или русский, или советский…), должны, значит, хотя бы эмоционально разделять нашу позицию, с пониманием отнестись к необходимости собственного уничтожения.

К сожалению, приходится признать, что мы, евреи вообще и израильтяне в частности, для такой стратегии чрезвычайно уязвимы. Очень трудно нам отказаться от идентификации с западной культурой, в которой с детства воспитаны, делали карьеру, искали друзей. Мы даже не всегда осознаем, как давно и крепко с ней связаны.

Из окна моего рабочего кабинета на 24 этаже открывается шикарный вид не только на море, но и на заботливо отреставрированные домики квартала Неве-Цедек, все как один – под островерхими черепичными крышами, удобными в Европе (чтоб быстро вниз стекали дождь и снег), но к здешнему климату подходящими как корове седло. Говорят (сама не видела, врать не стану), что в каком-то кибуце посажены и заботливо выпестованы русские березки. В музее «Яд Вашем» воссоздан облик типичного жилища переселенца из Германии середины тридцатых годов: в книжном шкафу Библия и Гете с Шиллером – готическим шрифтом. И добро бы еще только в первых поколениях…

Книги, газеты, школы и институты воспитывали молодежь в той культуре, в которую ассимилировались некогда отцы-основатели, да ведь негде было и взять другую: традиционный местечковый быт для самостоятельного государства подходил плохо, а западная культура век назад действительно была ведущей, несущей и побеждающей. Добавьте сюда еще и трезвое понимание, что при всех победах все-таки «с гулькин нос страна моя родная», и многовековую привычку зависеть от чьего-то доброго расположения, так что очень даже небезразлично, что ОНИ про НАС думают…

Мы старательно оправдываемся фактами, в упор не замечая очевидного факта факторезистентности собеседников, делаем ставку на «общечеловеческие ценности» в надежде, что, в конце концов, и нас к «человекам» причислят, стесняемся своей «провинциальности», неумения по западным стандартам обустроить страну (хотя в наших краях такая страна и дня бы не прожила, да и самому Западу стандарты эти явно на пользу не пошли).

Вообще-то Запад о нас и прежде беспокоился не особо (вспомним хоть недавний Холокост), а нынче и себя-то самого толком не в силах защитить, он все еще по инерции воспринимается как "Большой Брат", к нему обращаются с жалобами, от него ждут справедливости, с чем он, естественно, вполне согласен. Именно так, по его традиционным представлениям, и должны вести себя евреи: верить, надеяться и лишних вопросов не задавать.

ПОЧЕМУ отсутствие у нас исторической связи с этой землей (даже если бы ее на самом деле не было!) есть достаточное основание для изгнания? ПОЧЕМУ наличие «палестинского народа» (даже если бы он на самом деле был!) есть достаточное основание для передачи ему нашей земли? ПОЧЕМУ мы должны с теплым сочувствием относиться к пламенному желанию скинуть нас в море? И наконец, коль скоро нарратив важнее фактов, ПОЧЕМУ бы вам, господа, НАШ нарратив арабскому не предпочесть?

Но главный вопрос задать должны мы не им, а самим себе: мы-то что нутром своим чуем? Говорят ли нам что-нибудь черепки, столь мало ценимые прогрессивной общественностью? Пусть известные исторические факты не могут быть для НИХ доказательством наших прав – остаются ли они для НАС свидетельством наших обязанностей? Не устыдимся ли верности собственному нарративу, не поддадимся ли ласковым уговорам: "Мы же с вами цивилизованные люди, носители общечеловеческих ценностей, гуманисты!"? Хватит ли духу не купиться на предательское "мы", но перефразировать известную фразу Солженицына:

Нет, С ВАМИ мы не цивилизованные!..

Нет, С ВАМИ мы не носители!..

            Нет,
С ВАМИ мы не гуманисты!


Разумеется, уверенность в своей правоте, праве на жизнь и территорию - не единственный фактор, определяющий победу или поражение, но и все же - далеко не последний.

Subscribe

  • Государство – это…

    Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что…

  • Про Сола Алинского и не только

    Ненавистники знати, вы хотели того ли? Не сумели понять вы Народа и Воли. Он в подобной заботе нуждался едва ли, - Вас и на эшафоте мужики…

  • (no subject)

    Только что обнаружила: немцы про "корону" замечательный неологизм придумали: ПЛАНДЕМИЯ.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Государство – это…

    Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что…

  • Про Сола Алинского и не только

    Ненавистники знати, вы хотели того ли? Не сумели понять вы Народа и Воли. Он в подобной заботе нуждался едва ли, - Вас и на эшафоте мужики…

  • (no subject)

    Только что обнаружила: немцы про "корону" замечательный неологизм придумали: ПЛАНДЕМИЯ.