kassandra_1984 (kassandra_1984) wrote,
kassandra_1984
kassandra_1984

Category:

В народе и между народами III

Легко ли быть идеальным

С разных ног сапоги – а пара.
    Русская пословица

Ни для кого не секрет, что "религиозные" и "светские" в Израиле друг на друга имеют длинный желтый зуб и очень любят выдвигать друг против друга всякие обвинения. Вот, например, религиозные утверждают, что именно они были первыми сионистами, переселявшимися в Землю Израиля. Честно говоря, они несколько лукавят, ибо две большие разницы и одна маленькая есть между ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ (типа из Житомира в Бердичев или из Ленинграда в Нью-Йорк) и объявлением какой-то территории СВОЕЙ с образованием на ней соответствующего государства.

С другой стороны, преувеличены и разговоры о принципиальном сопротивлении всех религиозных основанию государства до пришествия  Машиаха. Немало было таких, что, не мудрствуя лукаво, поддерживали все, что хорошо для евреев, т.е. для их экономики, безопасности и т.п.  Ради этого они всегда готовы на взаимовыгодное сотрудничество хоть со светскими, хоть с готтентотами, только вот  религиозного смысла еврейское государство, по их мнению, иметь не может. Идеальное государство сотворить можно только когда придет Машиах, а неидеальному… на Святой Земле места нет.

Вы будете смеяться, но… самые идейные светские точно также отказываются принимать еврейское государство всерьез. Для Европы и окрестностей, а стало быть, и для наших здешних «европейцев»,  само понятие "народа" и национального государства в принципе лишено  идейного смысла. 

Посмотрим, что в нарождающемся Израиле больше всего пугает Арендт и прочую интеллигенцию. Почитайте внимательно текст по ссылке и... представьте на минуточку, что вместо «Менахем  Бегин» написано «Нельсон Мандела» - или организация его не была откровенно террористической? Не будем спорить, насколько верно изложено  происшествие с Деир  Ясином, но даже если верно – такая операция ничем не отличается от сотен операций, которые проводили англичане в (не только) наших краях, не говоря уже о том, что арабы друг с другом расправляются и покруче. Весьма странно на бегиновскую симпатию к Муссолини жаловаться не кому-нибудь, а именно «Нью-Йорк Таймс» - эта самая газета в свое время не раз и не два с похвалой отзывалась об этом самом деятеле. А уж «Гистадрут» именовать «свободными профсоюзами»… ну, это ж надо чувство юмора иметь!

Положим, не согласны вы с убеждениями Бегина, с политикой «Херута» - так в чем проблема? На то она и демократия, чтобы  всякой твари по паре. В благословенной вашей Америке полно политиков, что не какому-нибудь Муссолини когда-то, а прям-щас натурально Сталину симпатизируют и даже работают на него. Или вам это неизвестно? Может, кто не понимает, кто такой Сталин, но вы-то, фрау Арендт, через пару годков великую книгу напишете, которая Сталина совершенно справедливо поставит рядом с Гитлером.

Так чем же вам вот именно Бегин не угодил? Он ведь ничем не хуже множества современных ему деятелей разных стран и народов. В том-то и дело, что всего лишь НЕ ХУЖЕ, а обязан быть ЛУЧШЕ. Присутствие и влияние Бегина в израильской политике – смертный приговор  несбыточной надежде сделать Израиль образцово-показательным заповедником индивидуализма, светочем всего человечества. Государство евреев можно, конечно, использовать в целях чисто прагматических, типа временного убежища, но уважать его согласны они лишь при условии, что оно …переевропеит Европу.

Европа погрязла в капиталистической конкуренции, а у нас будет человек человеку друг, товарищ и брат. Европа две мировых войны сгенерировала, а мы мир и счастье у себя наведем. Европа в колониях чужие культуры угнетала, а мы с арабами запросто наладим общий язык. И наконец – это, пожалуй, самое главное –  Холокостом Европа предала не только нас – она предала свой собственный священный принцип индивидуализма, загоняя нас в искусственно выдуманные рамки "расы". Для нас же каждый человек будет единственным и неповторимым, мы его не будем заключать в категории, но будем холить, лелеять и всяко творчески развивать… Короче – светский  вариант прихода Машиаха после дождичка в четверг.

Такую установку очень точно описал в свое время С.С. Аверинцев применительно к российским интеллектуалам: пока все под запретом было, можно было беспрепятственно предаваться иллюзиям, что бы мы бы смогли бы, если бы… А как настала перестройка, так сразу и выяснилось, какая тем воздушным замкам цена: не только что утопию не осуществили – многое из того, что у грешных людей получается, за отсутствием практического опыта не удалось.

Вот так, парадоксальным образом и замкнулся круг: Светские и религиозные равно отказываются признать своим государство, поскольку оно не спустилось с неба и "светом народов" оказываться тоже не спешит.  Так велико ли диво, что нынче они нередко друг с другом встречаются в зале отлета аэропорта по случаю очередной ракетной угрозы или в приемной местных бандитов и их западных покровителей, а также в равной мере считают ниже своего достоинства откликнуться на армейский призыв?

Сказывается, конечно, у нас и двухтысячелетнее отсутствие практического опыта народной и государственной жизни, отсутствие кадров администраторов и офицеров, но  опыт-то, сам по себе,  – дело наживное. Хуже, что почтенные идеологи принципиально, из высших соображений, отказываются принять свою долю ответственности за судьбу народа и государства, ожидая решения прогрессивного человечества, небесной канцелярии или американского президента. Этот настрой для нас опаснее всяких арабов, ибо права в этом мире не дают – права берут. Тот, кто начинает доказывать свое право на существование – древними ли текстами или современной демократией – тем самым уже признает его небезусловность, а на любой аргумент найдется, как известно, контраргумент. Не бывает никакого права на жизнь, кроме самой жизни, которую Творец подарил нам всем – богатым и бедным, интеллектуалам и дикарям, избранным и неизбранным, племенам и народам.

Характерно, что до такой простой мысли додумался не какой-нибудь свободомыслящий "общечеловек", но – раввин. По имени  Авраам Ицхак Кук.


Против течения

Я в мире мрака услыхал Твой зов,
Я на него откликнуться готов,
Но достигнуть истока может лишь тот,
Кто против теченья плывет.
    Франц Егерштеттер

Пусть светское государство еще не настоящее спасение – его только Машиах принесет – но религиозный смысл изначально имеет государство НЕИДЕАЛЬНОЕ.

Вспомним талмудическую агаду про то, как ангелы Моисею на Синае Тору отдавать не хотели – такой священный сосуд и какому-то смертному!.. Отвоевал он ее очень просто: фактами и ссылками доказал, что этот самый сосуд нужен только тем, кто имеет социальные обязательства, каковые периодически нарушает (на этот случай и выдуманы Заповеди), работает (запрет работы в субботу), и даже в грех идолопоклонства способен впасть. Заточена Тора под грешного человека – безгрешному ангелу Тора не нужна.

Для нас самый важный эпизод в этой агаде: не нужна и не интересна ангелам история Исхода из Египта, ибо не нуждаются они в историческом опыте, но вечно неизменными пребывают. Не то – человек. Человеку, чтоб до Синая дойти, нужно было сначала в Египет спуститься, потом выйти из него, причем, получением Торы Откровение отнюдь не завершилось, в Земле Израиля возникло пророчество. Что это такое?

Предсказания будущего? Ну, в частности, и это, хотя внимательно прочитав ТАНАХ можно без труда убедиться, что сбываются они далеко не всегда. Основная функция пророчества – истолкование настоящего и, соответственно, помощь в принятии решений, определяющих судьбу народа как целого, по всем вопросам: от престолонаследия и внешней политики до кашрута и дамских мод. Основной канал связи – историческая ситуация (события как Его реплики) и наши решения и поступки в ответ. Ничто не предрешено  заранее, как во всяком диалоге, предыдущая реплика определяет последующую.

Тут, вроде бы, возражений нет – религиозные вам напомнят, что устная Тора дана была на Синае вместе с письменной специально, чтобы разворачиваться в ходе истории, и даже атеисты, на свой манер,  радостно подтвердят наличие исторического развития.  Да вот беда: понятие "народа" у религиозных сводится хорошо если к четверти реально существующих евреев, да из них еще добрая половина существует на подачки тех, кто себя считает евреями, но гордые шнореры евреями их не считают и проблемы их в расчет не берут. Такому "народу" собственное государство не подспорье, а препятствие, они без "шабес гоя" и субботу соблюдать неспособны. Атеисты же на мелочи не размениваются, предпочитая мыслить в масштабе "прогрессивного человечества", в составе которого наблюдаются не народы, но исключительно "национальные особенности", которым в будущем предстоит то ли исчезнуть, то ли "гармонично сочетаться".

Основное отличие рава Кука от всех верующих и неверующих – представление о НАРОДЕ – не образцово-показательной кучке и не человечестве в целом, а вот именно об этой исторической общности людей – как о необходимом собеседнике Всевышнего.  Проблема тут не столь религиозная, сколь социологическая, т.е. если народ – не просто сумма индивидов или даже общин, но некоторая качественно отличная реальность, любой верующий не может не признать, что коль скоро Бог ее сотворил, Он уже знал, что делал, а неверующему и того не потребуется.

Так вот, пришло время из номинального статуса переводить еврейский народ  в реальный, причем, современной эффективной формы для этого не создать без профессиональных навыков и международных  связей, какими обладают лишь светские, но ценой их приобретения была утрата культуры, отдаление от традиции.  За форму пришлось уплатить содержанием, а его, кроме как у религиозных, нигде не найти. И потому очень важно сохранить у тех и других представление друг о друге как о "своих", пусть даже "второй ступени". 

С Богом имеются разные каналы связи. Есть – личный, у каждого человека, а есть и коллективный – через посредство народа. В ТАНАХе оба прослеживаются. Как человек открывает Бога в своей судьбе – так и народ в своей истории. Две тысячи лет рассеяния мы этого коллективного канала были лишены, ибо не принимали самостоятельных решений и не совершали поступков, которые можно было бы оценить как грешные или праведные – теперь возвращаемся к норме. Ибо угодно Богу, чтобы каждый народ проживал свою историю сам.

Для рава Кука наивысшим приоритетом является диалог Бога и народа: Бог ставит задачу исторической ситуации, народ своим суверенным выбором дает ответ. Да, разумеется, не весь народ непосредственно участвует в принятии решений, но даже самый авторитарный правитель не может себе позволить игнорировать общественное мнение (вспомнить хоть жалкий провал Горбачева в борьбе с пьянством!). Нет, никакая криптодемократия, ни даже настоящее всеобщее избирательное право не гарантируют правильность каждого решения, ибо народ – не Бог, а только собеседник Бога, но за все свои грехи и ошибки народ должен расплачиваться сам. Он должен наверстывать упущенное, должен искать новые пути, не упорствуя в заблуждениях и не считая, что обладает окончательной истиной в последней инстанции. То, что вчера было верно, сегодня может оказаться  ошибкой, ибо меняется мир и Откровение продолжается.

И не рассказывайте, пожалуйста, что между народами мы рассеяны, дабы быть для них «светом» - какой пример можем мы подавать, не сталкиваясь с теми же проблемами, какие решают они?  Тем более что, как учит каббала,  искры божественного света таятся во всех народах и культурах.  И Канта рав  Кук, представьте, тоже читал, и с хаскалой – еврейским просвещением – знаком весьма неплохо. Но все эти прекрасные вещи воспринимает он… примерно, как Мисс Марпл  у  Агаты Кристи: Она так хорошо понимает свою деревню, что через нее понимает и весь мир… что, впрочем, не гарантирует, что мир, со своей стороны, тоже правильно понимает рава Кука. Зато в Израиле его и его последователей понимают, я бы сказала, даже… слишком хорошо.

Признание приоритета народа перед общиной неизбежно повлечет за собой ослабление традиционной власти отдельных раввинов и материальной зависимости их учеников. Признание приоритета народа перед индивидом окончательно подорвет позиции европеизированной элиты и похоронит ее (изначально, впрочем, тщетные) надежды на признание со стороны "княгини Марьи Алексевны" из Парижа или Нью-Йорка. Тем и другим все средства хороши, чтобы свести на нет влияние рава Кука и его идей. Направление главного удара в данный момент – поселения.

Не стану я тут в энн плюс первый раз доказывать их стратегическую и тактическую важность для страны или абсурдность рассуждений, что они-де "главное препятствие на пути к миру", когда гораздо более весомых препятствий вагон и маленькая тележка.

А просто  кой-кому в Израиле и вне его опасны не поселения как таковые – опасны их жители, что уже не в первом поколении привыкли ощущать себя НАРОДОМ, осваивающим и защищающим свою землю. Последователи рава Кука… они, кстати, в большинстве своем и не подозревают, что чьи-то последователи, особенно ежели из светских. Они просто живут – приобретают профессию, делают карьеру, растят детей, ругают цены на квартиры, идут в армию, защищать себя и близких. Они не испытывают угрызений совести, убивая врагов, не стремятся соответствовать чьим-то представлениям о своем высоком предназначении.

Все они – атеисты и верующие, штатские и военные, земледельцы и университетские профессора – питомник завтрашней элиты, что перехватит политическое руководство страной и уверенно продолжит  религиозную традицию. И потому против них единым фронтом выступают европейские политики, защищающие индивидуализм, американское правительство, сливающее неудобных союзников на Ближнем Востоке, израильские европейцы, судорожно цепляющиеся за свои чиновничьи посты, и профессиональные паразиты, дрожащие за свою халяву.

Исход этой борьбы отнюдь не предрешен, но совершенно ясно, кому должен желать победы всякий, кому дороги еврейский народ и государство Израиль.

Subscribe

  • Аппарат против электората

    На последних выборах голосовала я за Ликуд… то есть, на самом деле, за Натаньягу. Хотя давно уже ходили более чем правдоподобные слухи, что…

  • На палубу вышел – а палубы нет

    Статья Софьи Рон-Мории содержит, в частности, описание кризисной ситуации в движении религиозного сионизма. Причин автор не разъясняет, поскольку…

  • Может быть кто-нибудь что-нибудь знает?

    В сообщениях насчет "короны" постоянно натыкаюсь на загадочную цифру "бессимптомных". Это кто? Предположим, тест у них выявил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Аппарат против электората

    На последних выборах голосовала я за Ликуд… то есть, на самом деле, за Натаньягу. Хотя давно уже ходили более чем правдоподобные слухи, что…

  • На палубу вышел – а палубы нет

    Статья Софьи Рон-Мории содержит, в частности, описание кризисной ситуации в движении религиозного сионизма. Причин автор не разъясняет, поскольку…

  • Может быть кто-нибудь что-нибудь знает?

    В сообщениях насчет "короны" постоянно натыкаюсь на загадочную цифру "бессимптомных". Это кто? Предположим, тест у них выявил…