kassandra_1984 (kassandra_1984) wrote,
kassandra_1984
kassandra_1984

Category:

Непредъявляемые претензии I

…С досадой тайною обманутых надежд.
               М.Ю. Лермонтов

Не помню уже в каком из своих публицистических эссе обронил Генрих Бёлль фразу, что отношения между немцами и евреями еще долго не смогут быть естественными и непринужденными. По собственному опыту общения с немцами могу подтвердить его правоту. В книгах это не то чтобы совсем не отражается, но тексты становятся понятными только после погружения в породивший их контекст. Слова меняют смысл, высвечиваются эвфемизмы, всплывают необозначенные ссылки, понятные только "своим" – все это раскрывается постепенно, только в живом общении.

Нет, я говорю сейчас не о прикрытой политкорректностью юдофобии – ее-то как раз выловить не трудно – я имею в виду некую недоговоренность… что-то растворенное в коллективном бессознательном, что не то чтобы не хочется, а… скорее не удается облечь в слова и выпустить на свет.

Причем, и с нашей, еврейской стороны в этом странном общении из подсознания выпускается далеко не все. С обеих сторон маячат какие-то взаимные претензии не за то даже, что совершили, но за то, чего ожидали, да не сбылось, а чего ожидали – и сами толком не выскажут.

Попробуем-ко разобраться в обманутых надеждах обеих сторон. Начнем с себя.

*  *  *
Пойди туда – не знаю куда,
Принеси то – не знаю что!
     Из русской сказки

Если и были в истории еврейского рассеяния примеры удачной ассимиляции, то о них никто уже не помнит – именно потому что удачные, но наша тема относится как раз к неудачным. Исходные посылки прекрасно изложены Моисеем Мендельсоном: Будем евреями дома и немцами на улице, не будем раздражать аборигенов своей инакостью, а со временем, даст Бог, и вовсе от нее избавимся, плавно впишемся и безболезненно растворимся.

Это – обычная схема удачной ассимиляции. Так было, например, с французскими гугенотами, нашедшими некогда убежище в Берлине – одни только фамилии сегодня напоминают об иностранных предках совершенно немецких людей. Так было в России, где лишь поверхностно русифицированное имя von Wiesen с головой и ушами выдает классика, цитаты из которого давно в поговорки вошли. Так было и в Израиле, где русские сектанты-субботники были среди первопроходцев-основателей (в частности, из них была мама известного генерала и политика Рафаэля Эйтана).

Но с евреями в Европе эта схема не очень-то срабатывает. Сорвалось в 15 веке в Испании, в 19 веке во Франции, в 20 веке в Германии, а чуть позже – и в советской России. Почему? 

На уровне непосредственно наблюдаемого – из-за предубеждений "почвенной нации", в которую желали ассимилироваться. Предубеждения типа ксенофобии против чужого существуют везде и всегда, однако в процессе ассимиляции чужой уподобляется своим и предубеждения исчезают, что, собственно, и имел в виду Мендельсон. С евреями вышло иначе: чем сильнее уподоблялись они аборигенам, тем отчаяннее те сопротивлялись их ассимиляции. Почему?

Почему Мартин Лютер на евреев шибко гневался за нежелание ассимилироваться, приняв его новый извод христианства, а потомки его наоборот – таковое их желание воспринимали как катастрофу?

Почему командование партизанского движения в Белоруссии распространяло циркуляры о недопустимости приема евреев в отряды, а чуть позже – анекдоты про "ташкентский фронт"?

Почему американские чернокожие во времена рабства на еврейских работорговцев реагировали не хуже и не лучше, чем на христианских, зато бешеную юдофобию развили в результате активного участия евреев в борьбе за их гражданские права?

После того как Холокост получил огласку, отдельные оптимисты вроде Эммануэля Левинаса надеялись, что уж теперь-то с этим безумием покончено, но… оно оказалось исключительно факторезистентным. Евреи теряются в догадках, выдвигают гипотезы, не исключая и самых мистических, отчаиваются, именуя юдофобию "иррациональной", а Холокост "непостижимым". Ну и конечно же требуют антисемитов к ответу и… слышат в ответ очередную несусветную чушь, которую, вроде бы, легко опровергнуть, но обвинения приходят и уходят, а статус остается.

Взамен популярных в 13 веке страшилок про  осквернение гостии пришло в 14-м отравление колодцев, в 19-м в моде был кровавый навет, в 20-м он сменился подозрениями в захвате мирового господства, сегодня все больше говорят про исчезновение воды в палестинском кране и непропорциональное сопротивление арабскому террору…

Если в прошлом отторжение евреев хотя бы отчасти можно было связать с антиеврейской ксенофобией, то по мере ассимиляции такая связь явственно исчезала, а отторжения меньше не становилось, скорее наоборот.

"Так чего же вам, в конце концов, от нас надо?", - вопрошают евреи, но европейцы ответа не дают. И даже не по злонамеренности. Дело в том, что настоящей причины они НЕ ЗНАЮТ.

*  *  *

Ах, хорошо, что никто не знает,
Что Румпельштильцхен меня называют!
             Братья Гримм

Есть вещи, которых человек не знает, потому что знать не хочет, а не хочет потому что инстинктивно чувствует, что с таким знанием не сможет жить. 

Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то,
– не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю
верил... <…> Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле – особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо... и, когда приходилось ему так уж
трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: "Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду...
а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю... " Одна у него радость была – земля эта... <…>
И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: "Покажи ты мне, сделай милость, где лежит
праведная земля и как туда дорога?" Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!.. <…> Человек – не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то,
говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет... Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: "Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый..." Да в ухо ему – раз! Да еще!.. А после того пошел домой – и удавился!..
(М. Горький "На дне").

…И вы думаете, что господа европейцы, столь возвышенно мыслящие, всерьез воображающие себя на пути в эту самую праведную землю, согласятся признать, что движут ими какие-то первобытные инстинкты? Что всем их красивым разговорам о вечном мире и едином человечестве грош цена в базарный день, коль скоро не могут они обойтись без выталкивания хотя бы одного народа за рамки своего "прекрасного нового мира"? …И что после этого им останется? Разве что удавиться… 

Юдофобия – одна из аксиом христианской культуры, которую доказать невозможно (потому-то так смехотворны и недолговечны все антисемитские квазидоказательства), но обнаружить ее настоящие корни означает подрубить идеологический фундамент цивилизации.

Достаточно бросить взгляд на перечень обвинений, предъявлявшихся нам в истории, чтобы обнаружить любопытную закономерность: абсолютное отсутствие связи не только с реальностью, но и между собой, зато легко прослеживается связь каждого из них с проблемой, которой в тот момент озабочено юдофобское общество: обвинения в осквернении гостий возникают в связи с привычкой добрых христиан красть облатки для ворожбы, подозрения в отравлении колодцев связаны с эпидемией чумы, кровавый навет расцветает с демографическим взрывом и началом распада семьи,  "Протоколы" появляются в процессе борьбы европейских держав за мировое господство, а трогательное сочувствие "угнетенным палестинцам" совпадает с волной страха перед "Третьим миром" и порождаемым им террором.

Собственно, связь юдофобии с пресловутым феноменом " козла отпущения" ни для кого уже не секрет, но не все учитывают роль этого феномена как опоры сообщества. Нет-нет, не рассказывайте мне, что все это – дела давно минувших дней, что в наши просвещенные времена… Потому что весь прошедший век, включая две мировые войны, прошел под знаком этого самого "козла". Проблем было много, решений – мало, и за неимением ответа на вопрос "что делать?" обратились к привычному "кто виноват?".

В принципе этот самый "виноватый" даже не обязан всегда евреем быть, о чем свидетельствовала масштабная попытка, на сей раз "буржуя" выбрать в козлы. Евреи этому были, конечно, очень рады и содействовали по мере возможности, хотя все-таки потом оказалось, что старая любовь не ржавеет. Характерно, однако, что решающая битва 20-го века велась именно под знаменем правильного выбора "козла отпущения".

Как и почему в этой роли в Европе по традиции оказался именно еврей, я подробно объясняла в другом месте, а сейчас ответим наконец на половину нашего вопроса: Чего же ожидали евреи от Германии (строго говоря – от Европы)? Ожидали освобождения от этой роли.

Хотели, чтобы принимали или отвергали их такими, какие они на самом деле есть, чтобы уважали за реальные достижения, а не за мнимое всемогущество, и осуждали чтобы за грехи, которых у них, естественно, как у всех, хватает, а не за отсутствие воды в каждом кране. Могут ли европейцы удовлетворить эти ожидания?

Нет, не могут, ибо проблемы не видят и видеть не хотят. Даже простое осознание проблемы как таковой неизбежно нанесет их самооценке ущерб громадный, возможно – непоправимый. Обратите внимание: все их покаяние за Холокост, возмещение ущерба не просто на словах, но и в реальном денежном (и не только!) выражении крутится вокруг признания Холокоста УНИКАЛЬНЫМ: пусть трагической, но – случайностью, пусть преступлением, но – нетипичным. На самом-то деле мы – не такие. И точка!  

*  *  *
Я вынес эту душу к вам -
Свою и вашу душу,
А вы решили, что она
Не ваша, а моя.

Э. Межелайтис

Итак, на полвопроса ответ получен. Переходим ко второй половине: чего от евреев ждала Германия? Думаю, вы заметили сдвиг: до сих пор говорила я о Европе в целом, о христианской цивилизации, и вдруг свожу все к одной-единственной стране. Конечно, тут присутствует некая некорректность, сейчас выясним, какая именно.

То, что творилось тогда в Европе, можно сравнить с пожаром на торфянике: дым, запах гари повсюду, но наружу огонь вырывается там, где слой почвы самый тонкий. На тот момент тоньше всего почва оказалась в Германии и в России. Именно там увенчался успехом поиск козла отпущения, там удалось мобилизовать массы на масштабное убийство людей не за какую-то конкретную вину, но исключительно по "расовой" или "классовой" принадлежности. На самом деле принципы отбора были, конечно, чистой фикцией: вслед за "эксплуататорами" в России уничтожали трудящихся крестьян, а на стороне Германии сражались семиты-арабы, но кто же обращает внимание на такие мелочи, когда речь идет о спасении человечества?

Да-да, не более – не менее. Ведь, как сказано в классическом тексте, из которого взят наш термин, "… и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню. (Вайикра 16, 21-22). – на голову козла возлагаются все грехи. Народ же в результате очищается и живет счастливо.

Правда, в 20-м веке вместо одного козла в жертву приносились миллионы людей, но зато и результат прогнозировался соответствующий – не просто отпущение грехов и мирное житие до будущего года, но рай земной, в котором обнимутся миллионы и волк возляжет рядом с ягненком. Именно это обещали как коммунисты, так и нацисты, а поскольку речь шла о человечестве в целом, как бы само собой предполагалось мировое господство носителей правильной идеологии, из чего естественно вытекала необходимость скорейшего выяснения, какая же все-таки самая правильная. Боливару не выдержать двоих.

И нацисты, и коммунисты навербовали в мире немало сторонников, у которых пошло интенсивное выяснение отношений, и западные демократии оказались перед выбором между двумя тоталитарными монстрами. В конце концов, по соображениям прагматическим выбрана была Россия и для Германии дело кончилось плохо. Кроме военного поражения со всеми вытекающими аннексиями и контрибуциями оказались вдруг немцы виноваты в том, что совершили они… от имени и по поручению своих обвинителей.

Или не был большевизм пугалом для западных демократий? Или не искали они защиты от него? Или не придерживались их политики мнения, что Коминтерн – жидовские штучки? Или не заявили на Эвианской конференции, что судьба евреев им, как минимум, безразлична? Или корабли с беженцами назад в Освенцим не заворачивали, не закрывали въезд в Эрец Израэль? И наконец, не участвовало ли в Холокосте добровольно и восторженно население оккупированных стран? Не приступило ли оно (в Едвабне, например) к погромам еще до того, как увидело первого немецкого солдата?

Разумеется, юридическую ответственность не только за то, что проделывали какие-нибудь SS-Einsatzgruppen, но и вообще за все, что происходило под их оккупацией, немцы несут и никогда нести не отказывались, но если уж говорить об ответственности моральной, то… чья бы корова мычала…

Одно из двух: либо назначение козлами отпущения с последующим физическим уничтожением некой категории людей, "виновных" не более и не менее тех, кто пальцем на них указывает, есть преступление, либо – нет. Если да, то судить за это надо всех, кто на таком преступлении пойман, а если нет, о всяком можно сказать, что лес рубят – щепки летят, или еще проще – верить отказаться.

Помните, что еврей Франкфуртер поляку Карскому ответил, когда тот про Освенцим пришел ему рассказать: "…я скажу, что не могу поверить тому, что вы мне поведали.<…>Я не сказал этому молодому человеку, что он лжет. Я сказал, что не могу поверить рассказанному им". Причем, Карскому еще повезло, могли бы и в суд потащить как Кравченко, который, кстати, хотя  процесс и выиграл, но официальной реакции все равно не добился. …Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Так правильно ли будет, граждане, немцев за тех 6 миллионов судить, и в параллель в эсэсэрии жертв в количестве, как минимум, вдвое большем, списать на "щепки"? Хорошо ли в Нюрнберг обвинителем слать Руденко, который доказал свою высокую квалификацию в организации массовых убийств несколькими годами раньше тех, кто перед ним сидит на скамье подсудимых?

В зоологическом антисемитизме немцев присяжные юдофобы обвиняют, а за бесчеловечность судят патентованные людоеды. По фактам содеянного, вроде бы, справедливо, а по сути выходит – издевательство. …Ну что ж, дамы и господа, прошу любить и жаловать – третий акт марлезонского балета: 20 век в Европе – время озверелой юдофобии и массовых убийств. У этих явлений были, разумеется, свои причины и социальные корни, которые при минимальном желании обнаружить совсем не трудно, но несовместимы такие представления не только с "образом себя" среднестатистического европейца, но и с любимым их  руссоистским образом "человека как такового", который по определению "добр". И затянуло немцев в ту самую мясорубку, которую так активно крутили они сами – поиск "козла отпущения". Оказалось – одни они во всей Европе и "еврейский вопрос" решали, и убивали миллионами, остальные все – белые и пушистые.

Естественно, желательно было немцам эту несправедливость устранить, и метод для этого изобрели они достаточно эффективный.
Subscribe

  • Аппарат против электората

    На последних выборах голосовала я за Ликуд… то есть, на самом деле, за Натаньягу. Хотя давно уже ходили более чем правдоподобные слухи, что…

  • На палубу вышел – а палубы нет

    Статья Софьи Рон-Мории содержит, в частности, описание кризисной ситуации в движении религиозного сионизма. Причин автор не разъясняет, поскольку…

  • Может быть кто-нибудь что-нибудь знает?

    В сообщениях насчет "короны" постоянно натыкаюсь на загадочную цифру "бессимптомных". Это кто? Предположим, тест у них выявил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments